Рынок имеет свое настроение, которое может меняться от раздраженности до эйфории. Иногда он бывает резок, но затем снова проявляет благосклонность. Может ли психология помочь нам в понимании финансовых рынков?
Можно ли на основе психологии построить стратегию отбора акций, имеющую практическую ценность? Приверженцы теории поведенческих финансов утверждают, что это возможно.
Идея о том, что движения на фондовом рынке определяются психологией, противоречит устоявшейся теории об эффективности рынка. Сторонники гипотезы эффективности рынка утверждают, что любая новая информация, касающаяся стоимости компании, быстро учитывается рынком в цене соответствующих акций посредством арбитража.
Всем, кто прошел период пузыря доткомов и последующий кризис, очень трудно согласиться с тем, что рынок эффективен. Теория поведенческих финансов утверждает, что иррациональное поведение - вовсе не аномалия, а распространенное явление. Ученые постоянно воспроизводят поведение рынка с помощью очень простых экспериментов.
Стремление избежать убытков является преобладающей и среди инвесторов. Представьте, что чувствовали акционеры Nortel Networks, наблюдая, как цена их акций, которая в начале 2000-х составляла более $100, упала до менее чем $2. Но как бы сильно ни упала цена, инвесторы склонны верить в то, что она должна вернуться, а потому продолжают сохранять свои позиции.
Теория поведенческих финансов также приходит к выводу, что инвесторы, как правило, слишком большое значение придают мнениям, составленным на основании малой выборки данных или полученным из одного источника. Например, известно, что эксперта, нашедшего выигрышную акцию, инвестор назовет скорее грамотным и опытным, чем просто удачливым.
С другой стороны, инвестора трудно заставить усомниться в его убеждениях. В конце 1990-х многие инвесторы уверовали в то, что любое резкое падение рынка представляет собой хорошую возможность для покупки. Это мнение продолжает сохраняться и сегодня. Инвесторы зачастую слишком уверены в своих суждениях, основанных, как правило, на какой-то одной "красноречивой" детали, а не на более очевидных средних показателях.
Хотя данная теория указала на многочисленные проявления недостаточной рациональности, реальных решений для заработка на неадекватном рынке пока предложено мало. В конце 1990-х можно было заметить, что на рынке формируется пузырь. Но трудно было сказать, когда он должен лопнуть. Аналогично, сторонники теории поведенческих финансов сегодня не могут сказать нам, достиг ли рынок своего пика. Однако они могут описать, каким оно может быть.
Поведенческие финансы не представляют собой какого-то инвестиционного чуда, но они могут помочь инвестору следить за своим поведением и избегать ошибок, негативно сказывающихся на состоянии его торгового счета.
Можно ли на основе психологии построить стратегию отбора акций, имеющую практическую ценность? Приверженцы теории поведенческих финансов утверждают, что это возможно.
Принципы и выводы теории поведенческих финансов
Согласно данному подходу, люди далеко не так рациональны, как это представляет традиционная теория финансов. Те инвесторы, которые интересуются, как их эмоции и убеждения влияют на цену акций, найдут в поведенческих финансах интересные описания и объяснения по этой теме.Идея о том, что движения на фондовом рынке определяются психологией, противоречит устоявшейся теории об эффективности рынка. Сторонники гипотезы эффективности рынка утверждают, что любая новая информация, касающаяся стоимости компании, быстро учитывается рынком в цене соответствующих акций посредством арбитража.
Всем, кто прошел период пузыря доткомов и последующий кризис, очень трудно согласиться с тем, что рынок эффективен. Теория поведенческих финансов утверждает, что иррациональное поведение - вовсе не аномалия, а распространенное явление. Ученые постоянно воспроизводят поведение рынка с помощью очень простых экспериментов.
Важность убытка и прибыли
Проведем следующий эксперимент: предложите кому-то выбор - получить 50 долларов сразу или подбросить монетку, чтобы выиграть $100 долларов или ничего. Есть вероятность, что человек выберет деньги. Изменим правила на обратные: предложите выбрать между гарантированным убытком $50 и подбрасыванием монетки, чтобы разыграть убыток $100 или ничего. Скорее всего, человек выберет подбрасывание монетки. В обоих рассмотренных случаях вероятность выпадения орла или решки одинакова. Однако люди предпочтут подбросить монетку, чтобы уберечь себя от убытка, даже несмотря на то, что в результате могут потерять больше. Человек склонен придавать возможности отыграть потерянное большую важность, чем возможности больше заработать.Стремление избежать убытков является преобладающей и среди инвесторов. Представьте, что чувствовали акционеры Nortel Networks, наблюдая, как цена их акций, которая в начале 2000-х составляла более $100, упала до менее чем $2. Но как бы сильно ни упала цена, инвесторы склонны верить в то, что она должна вернуться, а потому продолжают сохранять свои позиции.
Человек против толпы
Склонность человека подражать другим людям объясняется так называемым стадным инстинктом. Когда рынок растет или падает, инвестор начинает бояться, что другие знают больше и имеют больше информации. В результате, инвестор испытывает сильное желание делать то же, что делают другие. Так формируется рыночная толпа.Теория поведенческих финансов также приходит к выводу, что инвесторы, как правило, слишком большое значение придают мнениям, составленным на основании малой выборки данных или полученным из одного источника. Например, известно, что эксперта, нашедшего выигрышную акцию, инвестор назовет скорее грамотным и опытным, чем просто удачливым.
С другой стороны, инвестора трудно заставить усомниться в его убеждениях. В конце 1990-х многие инвесторы уверовали в то, что любое резкое падение рынка представляет собой хорошую возможность для покупки. Это мнение продолжает сохраняться и сегодня. Инвесторы зачастую слишком уверены в своих суждениях, основанных, как правило, на какой-то одной "красноречивой" детали, а не на более очевидных средних показателях.
Практическая польза от теории поведенческих финансов
Может ли данная теория помочь инвестору победить рынок? Как бы там ни было, а недостаточная рациональность рынка должна открывать множество выгодных возможностей для грамотных инвесторов. Однако немногие инвесторы, использующие стратегию роста стоимости, применяют на практике поведенческие принципы, чтобы понять, какая дешевая акция может дать реальную прибыль. Результаты исследований в области поведенческих финансов пока скорее представляют научную ценность, чем имеют практическую пользу для управления капиталом.Хотя данная теория указала на многочисленные проявления недостаточной рациональности, реальных решений для заработка на неадекватном рынке пока предложено мало. В конце 1990-х можно было заметить, что на рынке формируется пузырь. Но трудно было сказать, когда он должен лопнуть. Аналогично, сторонники теории поведенческих финансов сегодня не могут сказать нам, достиг ли рынок своего пика. Однако они могут описать, каким оно может быть.
Заключение
Теоретикам поведенческих финансов еще предстоит выработать логически последовательную модель, способную действительно предсказывать будущее, а не просто объяснять поведение рынка в прошлом, зная, где мы находимся сегодня. Важный вывод состоит в том, что данная теория пока не помогает инвесторам побеждать рынок. Она просто утверждает, что расхождения между текущей ценой и фундаментальной стоимостью вызваны психологией.Поведенческие финансы не представляют собой какого-то инвестиционного чуда, но они могут помочь инвестору следить за своим поведением и избегать ошибок, негативно сказывающихся на состоянии его торгового счета.
Комментарии
Отправить комментарий