В 2001 году произошел один из крупнейших фондовых коллапсов новейшей истории - обвалился технологический индекс NASDAQ. Вместе с падением индекса лопнул пузырь доткомов. Обанкротилось огромное количество интернет-стартапов. Даже те компании, бизнес которых был налажен, понесли огромные убытки. Как это произошло...
В первой половине девяностых наступил период активного развития интернета. У большего количества пользователей начали появляться персональные компьютеры, а компании стали массово переключать свою деятельность на работу в интернете. Если у компании не было собственного сайта, это казалось не солидным.
Люди пребывали в эйфории от предвкушения возможностей, которые в ближайшем будущем даст им мир, объединенный единой сетью интернета. К таким людям относились и инвесторы.
Интернет-стартапы появлялись ежедневно. Сами компании старались набрать инвестиций как можно быстрее и как можно больше. Но делалось это только для того, чтобы вложить средства в маркетинг, увеличить узнаваемость бренда, снова привлечь средства и вновь направить их на рекламу. Лозунгом того времени было выражение: расти быстро или исчезни.
Перед обвалом рынка произошло несколько событий, которые ему способствовали. Для начала Япония - в тот период вторая экономика мира - ушла в рецессию. Это вызвало массовую продажу акций технологических компаний, которые, по мнению экспертов того времени, в первую очередь могли пострадать от ухудшения экономического климата. Но одна из главных причин: инвесторы начали понимать, что компании, в которые они вкладывали деньги, так и не научились приносить прибыль.
Более того: такие компании вряд ли когда-нибудь смогут это сделать, так как не способны выработать устойчивую бизнес-модель.
Когда пузырь лопнул, еще недавно бывшие перспективными проекты остались без средств к существованию. Деньги испарились из сектора, огромные потери понесли даже те фирмы, бизнес которых строился не просто на количестве кликов и громкой рекламе. Например, акции телекоммуникационной компании Cisco упали на 86%, акции Amazon обвалились на 93%. Впоследствии акции многих компаний восстановились но не всех.
Какой урок можно извлечь из этой истории...Инвестируйте в компании, которые приносят прибыль, а не считаюсться перспективными.
В первой половине девяностых наступил период активного развития интернета. У большего количества пользователей начали появляться персональные компьютеры, а компании стали массово переключать свою деятельность на работу в интернете. Если у компании не было собственного сайта, это казалось не солидным.
Люди пребывали в эйфории от предвкушения возможностей, которые в ближайшем будущем даст им мир, объединенный единой сетью интернета. К таким людям относились и инвесторы.
Интернет-стартапы появлялись ежедневно. Сами компании старались набрать инвестиций как можно быстрее и как можно больше. Но делалось это только для того, чтобы вложить средства в маркетинг, увеличить узнаваемость бренда, снова привлечь средства и вновь направить их на рекламу. Лозунгом того времени было выражение: расти быстро или исчезни.
Перед обвалом рынка произошло несколько событий, которые ему способствовали. Для начала Япония - в тот период вторая экономика мира - ушла в рецессию. Это вызвало массовую продажу акций технологических компаний, которые, по мнению экспертов того времени, в первую очередь могли пострадать от ухудшения экономического климата. Но одна из главных причин: инвесторы начали понимать, что компании, в которые они вкладывали деньги, так и не научились приносить прибыль.
Более того: такие компании вряд ли когда-нибудь смогут это сделать, так как не способны выработать устойчивую бизнес-модель.
Когда пузырь лопнул, еще недавно бывшие перспективными проекты остались без средств к существованию. Деньги испарились из сектора, огромные потери понесли даже те фирмы, бизнес которых строился не просто на количестве кликов и громкой рекламе. Например, акции телекоммуникационной компании Cisco упали на 86%, акции Amazon обвалились на 93%. Впоследствии акции многих компаний восстановились но не всех.
Какой урок можно извлечь из этой истории...Инвестируйте в компании, которые приносят прибыль, а не считаюсться перспективными.
Комментарии
Отправить комментарий