Skip to main content

Великая рецессия 2007 года

В декабре 2007 г. в Америке началась Великая рецессия, которая спустя десять лет занимает странное пространство в общественной памяти. Ее цена была очень высокой. Совокупные потери американской экономики оцениваются почти в $4 трлн, а рынок труда до сих пор не может восстановиться полностью.

Но рецессия, тем не менее, оказалась не такой страшной, какой могла бы быть, если бы не успешное применение опыта, полученного в ходе Великой депрессии.
Парадокс заключается в том, что этот успех избавил правительства от проведения более смелых реформ, которые бы могли сделать подобные рецессии более редкими и менее болезненными.
Хорошее реагирование на кризис лечит его симптомы. В этом смысле сегодняшние директивные органы проделали намного лучше работу, чем их коллеги в 1930-х гг. 

Государственный бюджет стал занимать большую долю в экономике, отчасти из-за роста современной системы социального обеспечения. Вследствие этого государственное заимствование и расходы на выплату пособий сделали намного больше для стабилизации экономики, чем во время Великой депрессии.

Директивные органы вмешались, чтобы предотвратить экстраординарный коллапс цен и доходов, пережитый в 1930-е гг. Они также не допустили распространение банковской паники, угрожавшей усилить обвал. Несмотря на непопулярность, было принято решение оказать помощь финансовой системе для предотвращения развала мировой экономики.
Но успех этой политики, результатом которой стал относительно умеренный экономический спад, позволил правительствам избежать такое же драматическое вмешательство, какое было в 1930-х гг. и благодаря которому мир в течение почти 50 лет имел относительное экономическое спокойствие.

Отсутствие необходимости в радикальных изменениях оставило мировую экономику менее реформированной и более уязвимой силам, изначально спровоцировавшим кризис, отмечает британский журнал The Economist.
Особо выделяются несколько недостатков. Разбираясь с Великой депрессией, правительства в конечном итоге отказались от золотого стандарта, режима глобальной валютной системы, которая способствовала распространению катастрофы.
Странам с золотым стандартом приходилось отказываться от собственной независимой монетарной политики; они должны были, к примеру, реагировать на потерю доверия рынка невыгодным для экономики повышением процентных ставок. Эта система распространяла напряженность по всему миру.

Когда одна страна пыталась увеличить свои запасы золота, другие фиксировали внезапное сокращение своих резервов. Чем раньше страна отказывалась от золота в 1930-х гг., тем быстрее начиналось ее восстановление.
Но международная система, которая способствовала появлению недавнего финансового кризиса, не была ликвидирована и не реформирована. Свободное движение капитала способно сделать страны жертвами неожиданного изменения настроений на рынке. Для решения этой проблемы многие развивающиеся рынки наращивают резервы иностранной валюты. Но эти резервы увеличивают глобальный переизбыток капитала, что ведет к снижению процентных ставок и росту долгов.

Поскольку резервы чаще всего хранятся в долларовых облигациях, они могут дестабилизировать американскую экономику. Они также усиливают зависимость мира от американских финансовых потрясений. Этот режим помог превратить лопнувший на американском рынке жилья "пузырь" в глобальный кризис.
И хотя для появления в Америке новых финансовых угроз потребуется время, нынешнее финансовое спокойствие, скорее всего, будет намного короче чем 75 лет (время между Великой депрессией и Великой рецессией). Это бы не так беспокоило, если бы мир стал более устойчивым.

В течение нескольких лет после депрессии широкомасштабные банковские и финансовые реформы создали новые регулирующие органы, были введены жесткие ограничения на финансовую деятельность, что сделало финансы скучным, но надежным сектором следующие полвека.
С 1980-х по 2000-е гг. большая часть этих ограничений была отменена: банкам дали больше свободы, они могли торговать создаваемыми ими продуктами. Финансовый кризис не смог бы произойти без этой либерализации.
Тем не менее после него к финансовому сектору отнеслись относительно мягко. Был усилен надзор, ужесточены требования по достаточности капитала, а также введено обязательное раскрытие информации. Но некоторые из этих правил уже начинают смягчать (по крайней мере, в Америке), и вес финансового сектора в мировой экономике практически не изменился.

В американском ВВП доля финсектора даже расширилась с 2007 г. Оперативная и комплексная реакция на спад помогла избежать катастрофы масштаба 1930-х гг. Но она оставила без изменений основу системы, которая спровоцировала кризис.
Сегодня уже нет никакой надежды на проведение радикальных реформ, а это значит, что мировая экономика может войти в любой момент в новую Великую рецессию.

Comments

Popular posts from this blog

Alibaba против Amazon

  с равнение стоимости, слишком хорошее, чтобы его игнорировать, BABA против AMZN. Alibaba (BABA) только что сообщила о выручке в $137 млрд и чистой прибыли в $12 млрд. Напротив, Amazon (AMZN) сообщила о ошеломляющих $620 млрд выручки с $50 млрд чистой прибыли. Несмотря на эти различия, разница в оценке этих двух гигантов бросается в глаза: Alibaba имеет рыночную капитализацию в $206 млрд, а Amazon — в $2220 млрд — разница почти в 10 раз. Недавний отчет Alibaba о доходах выявил некоторые позитивные тенденции, такие как 7%-ный рост в облачном бизнесе и увеличение доходов от продуктов, связанных с ИИ. Это сигнализирует о потенциале будущего роста, несмотря на экономические проблемы в Китае. Учитывая этот фон и существенный разрыв в оценке, BABA, по-видимому, предлагает интригующее ценностное предложение по сравнению со своим американским коллегой.

Trump promises in 2025

The article provides an insightful overview of the economic challenges and promises that President-elect Donald Trump faces as he heads into 2025, particularly concerning his ambitious agenda and the mounting national debt. Here are some key points and analysis from the article: Trump's Economic Promises: Aggressive Economic Agenda : Trump has doubled down on his campaign promises, including tax cuts, expansive tariffs, and boosting energy production. However, these promises face skepticism from both domestic policymakers and international players who may be reluctant to go along with such sweeping proposals. Global Players’ Resistance : One of the key challenges Trump will face is the global reaction to his economic policies. World leaders, particularly those in the trade sphere, are already strategizing ways to counter his proposed tariffs and other protectionist measures. Tax Cuts and National Debt : Trump has made ambitious claims, such as implementing the "larg...

Десять лучших акций S&P 500 в 2017 году

Это был еще один знаковый год для фондового рынка, который в 2017 году достиг рекордных высот с головокружительной скоростью: вторая в истории по продолжительности гонка на повышение продолжается. Акции растут по мере того, как компании получают большие прибыли, чем когда-либо, экономический рост ускоряется, а в Вашингтоне проводят налоговую реформу и ослабляют регулирование. В этом году индекс S&P 500 увеличился почти на 20%, в то время как Nasdaq, в котором много технологических компаний, поднялся на внушительные 29%, а тридцать «голубых фишек»  из Доу-Джонса выросли на 21%. Президент Дональд Трамп не мог не заметить эти успехи и нередко использовал Twitter, чтобы отметить рост фондового рынка с момента его прихода в Белый дом и указать на меры, предпринимаемые его администрацией. Другие поражаются неуклонному росту рынков. «Немногие инвесторы ожидали от компаний S&P 500 прироста прибыли примерно на 20% с почти рекордно низкой волатильностью вопреки геополитическо...

Полезные привычки богатых и успешных

Все хотят быть успешными, однако лишь немногие могут добиться этого. Разница между миллиардером-самоучкой и всеми остальными заключается в том, что первый не предоставляет свои успехи воле случая. Вместо того чтобы ждать, когда на них свалится успех или богатство, они сами предпринимают решительные шаги, чтобы приблизить успех. Возможно, вам кажется, что стать миллионером невозможно, однако количество миллионеров растет с каждым годом. Каждому из нас есть чему поучиться у этих людей, и, вероятно, узнав о них побольше, мы также сможем добиться успехов. Они экономны  Если вы посмотрите на жизнь миллиардера, который сам добился успеха, то вы увидите, что он не покупает постоянно дорогие вещи, типа сумок или спортивных автомобилей. Например, Марк Цукерберг, состояние которого превышает $50 млрд, водит автомобиль Volkswagen Getta. По-настоящему успешные люди знают, что означает действительно элитная жизнь, и они готовы тратить деньги на большие мечты, а не распыляться на ненуж...